Артиллерия в года Великой Отечественной Войны
57-миллиметровая противотанковая пушка образца 1943 года — орудие с очень непростой судьбой. Одна из двух противотанковых пушек СССР в период Великой Отечественной войны (второй являлась знаменитая «сорокопятка»). Появилась данная система еще в 1941 г., но тогда достойных целей для этого орудия просто не нашлось. От производства сложного и дорогостоящего орудия было принято решение отказаться. Вспомнили о ЗиС-2 в 1943 году, когда у противника появилась тяжелая техника.
первые ЗиС-2 образца 1943 года оказались на фронте с лета 1943 г. на Курской дуге и в дальнейшем неплохо себя зарекомендовали, справляясь практически с любыми немецкими танками. На дистанциях в несколько сотен метров ЗИС-2 пробивали 80-миллиметровую бортовую броню «тигров». Всего за годы войны было выпущено более 13 тысяч ЗиС-2.
Самым массовым советским орудием Великой Отечественной войны стала ЗиС-3 (76-миллиметровая дивизионная пушка образца 1942 г.), которая стала поступать в действующую армию во второй половине 1942-го.
Первое массовое боевое применение данного орудия связано предположительно с боями на Сталинградском и Воронежском направлениях. Легкая и маневренная пушка использовалась для борьбы как с живой силой, так и с техникой врага. Всего было выпущено более 100 тыс. ЗиС-3 — больше, чем всех остальных орудий, вместе взятых за время войны. Выпуск ЗиС-3 велся на предприятиях в Горьком (совр. Нижний Новгород) и Молотове (совр. Пермь).
152 миллиметровая гаубица-пушка образца 1937 года — уникальное орудие, сочетавшее в себе дальность стрельбы пушки и способность гаубицы вести огонь по навесной траектории. В период Великой Отечественной войны ни одна армия мира, включая немецкую, не имела подобных систем. Без МЛ-20 не обходилась ни одна крупная артиллерийская подготовка, будь то Московская, Сталинградская или Курская битвы.
Примечательно, что МЛ-20 стала первым советским орудием, открывшим огонь по территории Германии. Вечером 2-го августа 1944 года из МЛ-20 по немецким позициям в Восточной Пруссии было выпущено около 50 снарядов. И тут же в Москву было отправлено донесение о том, что снаряды теперь рвутся на территории Германии. С середины войны МЛ-20 устанавливалась и на советские САУ СУ-152, и позднее на ИСУ-152. Всего было выпущено около 6900 орудий МЛ-20 различных модификаций.
45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1937 года являлась основным противотанковым орудием Красной армии в начальный период войны и была способна поражать практически любую немецкую технику. Военный дебют этой пушки состоялся несколько ранее — летом 1938 г., когда «сорокопятки» применялись для поражения огневых точек противника во время боев на Хасане, а год спустя вызвали шок у японских танкистов на Халхин-Голе.
С 1942 года на вооружение была принята ее новая модификация (45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1942 года) с удлиненным стволом. С середины войны, когда противник стал использовать танки с мощной броневой защитой, основными целями «сорокопяток» стали транспортеры, самоходные орудия и огневые точки противника. На базе «сорокопятки» была создана и 45-миллиметровая полуавтоматическая корабельная зенитная пушка 21-К, оказавшаяся из-за низкой скорострельности и отсутствия специальных прицелов малоэффективной. Поэтому 21-К по возможности заменяли автоматическими пушками, передавая снятую артиллерию на усиление позиций наземных войск в качестве полевых и противотанковых пушек.
Это орудие в годы Великой Отечественной войны очень широко использовалось как на фронте, так и для защиты тыловых объектов и крупных транспортных узлов. В ходе боевых действий оно нередко применялось и в качестве противотанкового. А до начала массового производства БС-3 это была практически единственная пушка, способная на больших дистанциях бороться с немецкими тяжелыми танками.
Известен подвиг расчета старшего сержанта Г. А. Шадунца, который за два дня боев в районе современного города Лобня Московской области уничтожил 8 немецких танков. Этому эпизоду битвы под Москвой посвящен художественный фильм «У твоего порога». О другом примере успешных действий советских зенитчиков, разгромивших огнем 85 мм орудий на дороге Луцк — Ровно немецкую колонну, К. К. Рокоссовский позднее вспоминал: «Артиллеристы подпустили фашистов поближе и открыли огонь. На шоссе образовалась чудовищная пробка из обломков мотоциклов и бронемашин, трупов гитлеровцев. Но наступавшие вражеские войска продолжали по инерции двигаться вперед, и наши орудия получали все новые цели».
Универсальная 100-миллиметровая корабельная артиллерийская установка на советских кораблях (например, крейсерах типа «Киров») использовалась в качестве зенитной артиллерии дальнего боя. Орудие оснащалось броневым щитом. Дальность стрельбы 22 км; потолок — 15 км. Каждый из крейсеров типа «Киров» должен был нести по шесть 100 мм универсальных орудий.
Поскольку отслеживать перемещение самолетов противника тяжелым орудиям было невозможно, то стрельба, как правило, велась завесами на определенной дальности. Полезным оказалось орудие и для поражения наземных целей. Всего до начала Великой Отечественной войны было выпущено 42 орудия. Поскольку производство было сосредоточено в Ленинграде, оказавшемся в блокаде, крейсеры Тихоокеанского флота «Калинин» и «Каганович» были вынуждены оснащать не 100-миллиметровыми, а 85-миллиметровыми пушками в качестве зенитной артиллерии дальнего боя.
Одной из самых результативных стационарных советских батарей стала 394-я батарея из четырех 100-миллиметровых орудий, расположенная на мысе Пенай (район современной Кабардинки) под командованием лейтенанта А. Э. Зубкова. Изначально она сооружалась для отражения возможной атаки с моря, однако с 1942 года успешно действовала по наземным целям. Всего за время боев батарея провела 691 стрельб, выпустив более 12 тысяч снарядов.
Батарея подвергалась массированным артиллерийским и авиационным ударам противника. Расчеты несли серьезные потери, а орудия постоянно получали повреждения; неоднократно проводилась замена орудийных стволов и броневых щитов. Уникальным был случай, когда немецкий снаряд попал прямо в ствол орудия через дульный срез, но, к счастью, не разорвался (этот эпизод независимо друг от друга подтвердили после войны командир и механик батареи). В 1975 г. на месте легендарной батареи был открыт музейно-мемориальный комплекс.
https://diletant.media/articles/44991561/