На выставке вооружения, военной техники и фортификационных сооружений Центрального музея Великой Отечественной войны представлена достаточно полная коллекция советской бронетанковой техники периода войны, английской и американской бронетехники, поставлявшейся в Советский Союз в 1941 - 1945 годах по ленд-лизу, а также бронетехника наших основных противников в годы войны - Германии и Японии.
В годы Второй мировой войны, бронетанковые войска, как показал опыт их боевого применения, играли решающую роль в сражениях, выполняя широкий круг задач во всех видах боя как самостоятельно, так и вместе с другими родами войск. Они росли как количественно, так и качественно, по праву став главной ударной силой армий различных государств. За шесть лет Второй мировой войны в сражениях с обеих сторон приняли участие около 350 000 бронированных боевых машин: танков, самоходных артиллерийских установок (САУ), бронеавтомобилей (БА) и бронетранспортеров (БТР).
Советская военная мысль в предвоенные годы отводила танкам важную роль. Их предусматривалось использовать во всех видах боевых действий. В составе стрелковых соединений они предназначались для прорыва тактической зоны обороны как средство непосредственной поддержки пехоты (НПП), действующие в тесном взаимодействии с другими родами войск. Большая же часть танков находилась на вооружении танковых и механизированных соединений, имевших задачу развить успех в оперативной глубине после прорыва обороны.
В ходе первых пятилеток в Советском Союзе была создана необходимая производственная база для массового выпуска танков. Уже в 1931 году заводы дали Красной армии 740 машин. Для сравнения: в 1930 году войска получили всего 170 танков, а в 1932 году – 3121 машину, в том числе 1032 легких танков Т-26, 396 легких быстроходных танков БТ-2 и 1693 танкетки Т-27. Такого количества танков в то время не строила ни одна другая страна. И этот темп практически поддерживался вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В 1931 - 1941 годах в СССР было создано 42 образца различных типов танков, из них 20 образцов - приняты на вооружение и запущены в серийное производство: танкетки Т-27; легкие танки сопровождения пехоты Т-26; легкие колесно-гусеничные быстроходные танки механизированных соединений БТ-5/БТ-7; легкие разведывательные плавающие танки Т-37/Т-38/ Т-40; средние танки непосредственной поддержки пехоты Т-28; тяжелые танки дополнительного качественного усиления при прорыве укрепленных полос Т-35. Тогда же в Советском Союзе предпринимались попытки создать самоходные артиллерийские установки. Однако полностью отработать и запустить в серийное производство САУ тогда не удалось.
Всего же в Советском Союзе за эти десять лет было изготовлено 29 262 танка всех типов. В 1930-е годы в нашей стране при разработке легких танков предпочтение отдавалось колесно-гусеничным машинам, составлявшим тогда основу танкового парка Красной армии.
Боевые действия в ходе гражданской войны в Испании 1936 - 1939 годах показали, что танки с противопульной броней уже устарели. Советские танкисты и технические специалисты, побывавшие в Испании, пришли к выводу о необходимости довести толщину лобовой брони корпуса и башни до 60 мм. Тогда танку будут не страшны противотанковые пушки, которыми начали оснащаться сухопутные войска различных стран. Для такой сравнительно тяжелой машины, как показали испытания, оптимальным являлся чисто гусеничный движитель. Этот вывод советских конструкторов лег в основу при создании нового среднего танка Т-34, по праву завоевавшего в годы Великой Отечественной войны славу лучшего в мире танка.
На рубеже 1930-х - 1940-х годов отечественные танкостроители выработали четкое представление о перспективах развития бронетанковой техники. В Советском Союзе были предприняты различные меры для укрепления Вооруженных Сил. В результате, Красная армия получила новые средние (Т-34) и тяжелые (КВ-1 и КВ-2) танки, обладавшие противоснарядной броней, мощным вооружением и высокой подвижностью. По боевым качествам они превосходили зарубежные образцы и полностью отвечали современным требованиям.
Разработка танков, двигателей, вооружения в СССР осуществлялась конструкторскими коллективами под руководством Н.Н. Козырева (Т-27), Н.Н. Барыкова (Т-26 и Т-28), А.О. Фирсова (БТ), Н.А. Астрова (Т-37), О.М. Иванова (Т-35), М.И. Кошкина и А.А. Морозова (Т-34), Ж.Я. Котина (КВ и ИС-2), М.Ф. Балжи (ИС-3), И.Я. Трашутина и К. Челпана (дизельный двигатель В-2), В.Г. Грабина (танковые пушки, В.А. Дегтярева (танковые пулеметы), Е.И. Марона и В.А. Агнцева (танковые прицелы).
К 1941 году в СССР было организовано серийное производство танков, отвечающее всем требованиям того времени. К началу Великой Отечественной войны, а затем и в ходе войны танки выпускали около двух десятков заводов страны: Ленинградский Кировский завод, Московский завод им. С. Орджоникидзе, Харьковский паровозостроительный завод, Сталинградский тракторный завод, Горьковский завод «Красное Сормово», Челябинский Кировский завод («Танкоград»), Уральский танковый завод в г. Нижний Тагил и др.
Массовые поставки бронетанковой техники позволили приступить в середине 1930-х годов к организации в Красной армии механизированных корпусов, что на 5 - 6 лет опередило появление подобных соединений в вооруженных силах Германии и других стран. Уже в 1934 году в Красной армии был создан новый род войск - автобронетанковые войска (с декабря 1942 года - бронетанковые и механизированные войска), которые и по сей день являются главной ударной силой Сухопутных войск. Тогда же были развернуты 5-й, 7-й, 11-й и 57-й особые механизированные корпуса, преобразованные в августе 1938 года в танковые корпуса. Однако автобронетанковые войска находились в стадии реорганизации. В 1939 году эти соединения были расформированы из-за неправильной оценки боевого опыта использования танков в Испании. В мае 1940 года автобронетанковые войска Красной армии состояли из: одной танковой бригады Т-35; трех бригад Т-28; 16 танковых бригад БТ; 22 танковых бригад Т-26; трех мотоброневых бригад; двух отдельных танковых полков; одного учебного танкового полка и одного учебного батальона мотоброневых частей. Их общая численность составляла - 111 228 человек. Сухопутные войска включали также шесть моторизованных дивизий. В каждой из них был один танковый полк. Всего моторизованная дивизия имела по штату 258 легких танков.
Изучение боевого опыта использования бронетанковых и механизированных войск в ходе начавшейся Второй мировой войны позволило советским военным специалистам разработать научно обоснованную теорию боевого применения танковых и механизированных соединений и частей, как в общевойсковом бою, так и при самостоятельных действиях. Эта теория получила дальнейшее развитие в ходе Великой Отечественной войны.
Боевые действия, которые вели у р. Халхин-Гол части и соединения Красной армии наглядно доказали, что многого можно добиться активным применением мобильных танковых соединений. Мощные танковые соединения широко использовались Германией в ходе первого периода Второй мировой войны. Все это доказывало, что необходимо срочно вернуться к созданию крупных бронетанковых соединений. Поэтому, в 1940 году, в Красной армии начинается восстановление 9 механизированных корпусов, 18 танковых и 8 механизированных дивизий, а в феврале - марте 1941 года – началось формирование еще 21 механизированного корпуса. Для полного укомплектования новых мехкорпусов требовалось 16 600 танков только новых типов, а всего - около 32 000 танков.
13 июня 1941 года заместитель начальника Генерального штаба генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин в «Справке о развертывании Вооруженных Сил СССР на случай войны на Западе» отмечал: «Всего в СССР имеется 303 дивизии: стрелковых дивизий - 198, танковых дивизий - 61, моторизованных дивизий - 31...» Таким образом, вместо 42 прежних танковых бригад и шести моторизованных дивизий в Красной армии за неделю до начала войны насчитывалось 92-е танковые и моторизованные дивизии. Однако вследствие столь стремительной реорганизации войск полностью получили необходимое вооружение и боевую технику меньше половины формируемых корпусов. В танковых частях остро ощущалась нехватка командиров-танкистов и технических специалистов, так как пришедшие из стрелковых и кавалерийских соединений командиры не имели практического опыта по боевому использованию танковых войск и эксплуатации бронетанковой техники.
На 1 июня 1941 года танковый парк советских сухопутных войск насчитывал 23 106 танков, в том числе 18 690 боеготовых. В пяти западных приграничных округах - Ленинградском, Прибалтийском Особом, Западном Особом, Киевском Особом и Одесском - на 22 июня 1941 года находилось 12 989 танков, из них 10 746 боеготовых и 2243 требовавших ремонта. Из общего количества машин около 87% составляли легкие танки Т-26 и БТ. Относительно новыми образцами там являлись легкие Т-40 с пулеметным вооружением, средние Т-34 (1105 единиц), тяжелые КВ-1 и КВ-2 (549 единиц).
В сражениях первого периода Великой Отечественной войны с ударными группировками вермахта части Красной армии лишились большого количества своей боевой техники. Только в 1941 году, в ходе Прибалтийской оборонительной операции (22 июня - 9 июля) потеряны 2523 танка; в Белорусской (22 июня - 9 июля) - 4799 машин; на Западной Украине (22 июня - 6 июля) - 4381 танк. Восполнение потерь стало одной из основных задач советских танкостроителей.
В ходе войны относительное количество легких танков в действующей армии непрерывно сокращалось, хотя в 1941-1942 годах их выпуск в количественном отношении вырос. Это объяснялось необходимостью в сжатые сроки снабдить войска возможно большим числом боевых машин, а наладить производство легких танков было сравнительно просто.
Одновременно велась их модернизации, и в первую очередь, усиление брони.
Осенью 1941 года создается легкий танк Т-60, а в 1942 году - Т-70. Их внедрению в серийный выпуск способствовала дешевизна производства, благодаря применению автомобильных агрегатов, а также простота конструкции. Но война показала, что легкие танки недостаточно эффективны на поле боя из-за слабости вооружения и брони. Поэтому с конца 1942 года их выпуск заметно сократился, а поздней осенью 1943 года был прекращен.
Освободившиеся производственные мощности использовались для выпуска легких самоходных установок СУ-76, созданных на базе Т-70. Средние танки Т-34 с первых дней приняли участие в боевых действиях. Они имели несомненное превосходство над немецкими танками Рz. Крfw. III и Рz. Крfw. IV. Германским специалистам пришлось срочно заниматься модернизацией своих машин.
Весной 1942 года на Восточном фронте появился танк Рz. Крfw. IV модификации F2 с новой 75-мм пушкой и усиленной броней. В дуэльном поединке он выигрывал у Т-34, но уступал ему в маневренности и проходимости. В ответ советские конструкторы усилили пушку у Т-34 и толщину лобовой брони башни. К лету 1943 года немцы оснастили танковые части новыми танками и самоходными артиллерийскими установками (Рz. Крfw. V «Пантера»; Рz. Крfw.VI «Тигр»; САУ «Фердинанд» и др.) с более мощной бронезащитой, огонь из их 75- и 88-мм длинноствольных орудий поражал нашу бронетехнику с расстояния 1000 и более метров.
Новые советские танки Т-34-85 и ИС-2, вооруженные 85-мм и 122-мм пушками (соответственно), к началу 1944 года смогли восстановить преимущество советской бронетехники по бронезащите и огневой мощи. Все это вместе взятое, позволило Советскому Союзу получить безоговорочное преимущество перед Германией, как по качеству бронетанковой техники, так и по количеству выпущенных образцов.
Кроме того, начиная с 1943 года, Красная армия начала получать большое количество самоходных артиллерийских установок. Потребность в них выявилась еще в первые месяцы боевых действий, а уже летом 1941 года на московском автозаводе им. И.В. Сталина в спешном порядке на полубронированных артиллерийских тягачах Т-20 «Комсомолец» монтировалась 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 образца 1941 года. Эти самоходные установки получили обозначение ЗИС-30.
23 октября 1942 года ГКО постановил начать работы по созданию САУ двух типов: легких - для непосредственной огневой поддержки пехоты и средних, бронированных как средний танк Т-34 - для поддержки и сопровождения танков в бою. Танкостроители для легкой САУ, оснащенной 76-мм пушкой ЗИС-3, использовали базу танка Т-70. Эта машина была хорошо отработана и относительно проста в производстве. Учитывалось и то, что поставки легких танков на фронт постепенно сокращались. Затем появились: средняя САУ СУ-122 - гаубица калибра 122 мм на базе танка Т-34 и тяжелая СУ-152 - 152-мм пушка-гаубица на базе танка КВ-1С. В 1943 году ВГК принимает решение о передаче самоходных артиллерийских установок из ГАУ в ведение Командующего бронетанковыми и механизированными войсками. Это способствовало резкому повышению качества САУ и росту их производства. В том же, 1943 году началось формирование самоходных артиллерийских полков для танковых, механизированных и кавалерийских корпусов. В наступлении легкие САУ сопровождали пехоту, средние и тяжелые САУ вели борьбу с танками, штурмовыми орудиями, противотанковой артиллерией противника, разрушали оборонительные сооружения.
Роль САУ возросла в условиях широкого применения противником танков «Пантера» и «Тигр». Для борьбы с ними советские войска получили машины СУ-85 и СУ-100.
100-мм орудие, установленное на САУ СУ-100, превосходило 88-мм пушки немецких танков и САУ по мощности бронебойного и осколочно-фугасного снарядов, не уступая им в скорострельности. В ходе войны самоходные артиллерийские установки показали себя как высокоэффективное грозное оружие и по предложению танкистов конструкторы разработали САУ на базе тяжелых танков ИС-2, а в боекомплект тяжелых самоходных установок ИСУ-122 и ИСУ-152 поступили бронебойные снаряды, позволявшие, на заключительном этапе войны, поражать практически все типы немецких танков и САУ. Легкие САУ разрабатывались в КБ под руководством С.А. Гинзбурга (СУ-76); Л.Л. Терентьева и М.Н. Щукина (СУ-76 М); средние - в КБ под руководством Н.В. Курина, Л.И. Горлицкого, А.Н. Балашова, В.Н. Сидоренко (СУ-122, СУ-85, СУ-100); тяжелые – в КБ под руководством Ж.Я. Котина, С.Н. Махонина, Л.С. Троянова, С.П. Гуренко, Ф.Ф. Петрова (СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122).
В январе 1943 года в РККА началось формирование танковых армий однородного состава - появились 1-я и 2-я танковые армии, а к лету того же года в Красной армии имелось уже пять танковых армий, которые состояли из двух танковых и одного механизированного корпусов. Теперь бронетанковые и механизированные войска включали в себя: танковые армии, танковые и механизированные корпуса, танковые и механизированные бригады и полки.
Советская бронетанковая техника в течение войны не уступала технике вермахта, а зачастую и превосходила ее как качественно, так и количественно. Уже в 1942 году в СССР было выпущено 24 504 танка и САУ, т.е. в четыре раза больше, чем произвела в том же году промышленность Германии (5953 танка и САУ). Учитывая неудачи первого периода войны, это был настоящий подвиг советских танкостроителей.
Генерал-полковник инженерно-технической службы Ж.Я. Котин отмечал, что в этом огромную роль сыграла неоценимая черта советской школы танкостроения — максимально возможная простота конструкции, стремление к сложному только в том случае, если нельзя добиться такого же эффекта простыми средствами.
Постоянно возрастало количество советских танков, участвовавших в операциях: в Московской битве (1941 – 1942 годы) участвовало 780 танков, в Сталинградской битве (1942 – 1943 годы) - 979, в Белорусской стратегической наступательной операции (1944 год) - 5200, в Берлинской операции (1945 год) - 6250 танков и САУ. По словам начальника Генерального штаба Красной армии генерала армии А.И. Антонова, «…вторая половина войны прошла под знаком преобладания наших танков и самоходной артиллерии на полях сражений. Это позволяло нам осуществлять оперативные маневры огромного размаха, окружать крупные группировки противника, преследовать его до полного уничтожения».
Всего в 1941 - 1945 годах советская танковая промышленность дала фронту 103 170 танков и САУ (последних - 22 500, из них – средних - более 2000, а тяжелых - более 4200), Из этого количества на долю легких танков приходилось 18,8 %, средних - 70,4 % (Т-34 с 76-мм пушкой 36 331, а с пушкой 85-мм – еще 17 898 танков) и тяжелых - 10,8%.
В ходе боев около 430 000 боевых машин были возвращены в строй после ремонта в полевых или заводских условиях, то есть каждый изготовленный промышленностью танк ремонтировался и восстанавливался в среднем более четырех раз.
Наряду с массовым производством бронетанковой техники в годы Великой Отечественной войны в Красная армия получала танки и САУ, поступавшие из Великобритании, Канады и США по ленд-лизу. Перевозка бронетанковой техники осуществлялась в основном по трем маршрутам: северному - через Атлантику и Баренцево море, южному - через Индийский океан, Персидский залив и Иран, восточному - через Тихий океан. Первый транспорт с танками прибыл в СССР из Великобритании в сентябре 1941 года. А уже к началу 1942 года Красная армия получила 750 английских и 180 американских танков. Многие из них использовались в битве под Москвой зимой 1941 - 1942 года. Всего годы Великой Отечественной войны для Советского Союза, по западным источникам, было отгружено в Великобритании 3805 танков, в том числе 2394 «Валентайн», 1084 «Матильда», 301 «Черчилль», 20 «Тетрарх», 6 «Кромвелл». К ним следует добавить 25 мостовых танков «Валентайн». Канада предоставила СССР 1388 танков «Валентайн». В США на корабли были погружены по ленд-лизу 7172 танка, в том числе 1676 легких МЗА1, 7 легких М5 и М24, 1386 средних МЗАЗ, 4102 средних М4А2, один М26, а также 707 противотанковых САУ (в основном М10 и М18), 1100 зенитных САУ (М15, М16 и М 17), и 6666 бронетранспортеров. Однако не все эти машины приняли участие в боевых действиях. Так, под ударами германского флота и авиации вместе с судами арктических конвоев на морское дно были отправлены 860 американских и 615 английских танков. С достаточно высокой долей достоверности можно сказать, что в СССР за четыре года войны были доставлены 18 566 единиц бронетехники, из них:10 395 танков, 6242 БТР, 1802 САУ и 127 БРЭМ, которые использовались в частях, соединениях и учебных подразделениях Красной армии.
Советские танкисты в годы Великой Отечественной войны показали примеры эффективного использования бронетанкового оружия, хотя враг был силен и имел очень мощную боевую технику. Родина по достоинству отметила подвиг советских танкистов: в их рядах - 1150 Героев Советского Союза (в том числе 16 - дважды Героев), а более 250 000 - были награждены орденами и медалями. 1 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден профессиональный праздник «День танкиста» - в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил страны бронетанковой техникой. Глубоко символично, что на пьедесталы памятников в честь освобождения советских городов от нацистской неволи нередко устанавливали легендарный танк Т-34, а многие из советских танков того времени – заняли свое почетное место во многих отечественных музеях.
http://pobeda.poklonnayagora.ru/tech/2/